>


       Здание ЗакС и резиденция губернатора Ленинградской области

 

 

 

 

 

 

 

>

© Петербургские выборы, 1999
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке осуществления кандидатами на должность губернатора Ленинградской области предвыборной агитации через средства массовой информации

Утверждено
Постановлением Избирательной комиссии
Ленинградской области от 27 мая 1999 г. № 293


I. Общие положения

1. Предвыборная агитация кандидатов на должность Губернатора Ленинградской области в средствах массовой информации осуществляется на основании и в соответствии с действующим избирательным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации, законом Ленинградской области “О выборах Губернатора Ленинградской области”, настоящим Положением, постановлениями, инструкциями и другими актами Избирательной комиссии Ленинградской области.

2. В настоящем Положении используются следующие термины: — предвыборная агитация — деятельность кандидатов на должность губернатора Ленинградской области по использованию средств массовой информации Ленинградской области, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, к голосованию за тех или иных кандидатов или против них; — виды предвыборной агитации — выступление, интервью, пресс-конференция, предвыборные дебаты, “круглый стол”, политическая реклама; — выступление — личное обращение (монолог) кандидата к избирателям с изложением предвыборной программы, если оно проходит вне рамок других видов предвыборной агитации; — интервью — ответы на вопросы, задаваемые кандидату в ходе личной встречи с журналистом (журналистами); — пресс-конференция — изложение кандидатом предвыборной программы перед представителями прессы, телевидения и радио, включая ответы на вопросы журналистов; — предвыборные дебаты — высказывание двух и более кандидатов по широкому кругу общественно значимых проблем, в том числе сообщения, касающиеся предвыборных программ других соперничающих кандидатов, сделанные в ходе публичного обмена мнениями, вопросами; — “круглый стол” — обмен мнениями, вопросами, ответами между кандидатами и представителями средств массовой информации, телезрителями, радиослушателями, читателями в рамках проводимых предвыборных агитационных мероприятий; — политическая реклама — распространение сведений (объявления, призывы, видео- и аудиоролики и т. п.) участниками избирательного процесса через средства массовой информации о кандидатах с использованием средств и приемов, отличающих рекламные материалы от других видов и жанров информации (преобладание эмоционального воздействия над смысловым, броскость, лаконизм, подчеркивание доминантного достоинства рекламируемого кандидата) и признаваемых в качестве признаков рекламы федеральным законодательством и практикой средств массовой информации, с целью формирования общественного мнения в пользу кандидата.

3. Настоящее Положение регулирует порядок осуществления предвыборной агитации кандидатами на должность Губернатора Ленинградской области в программах и материалах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание на территории Ленинградской области, и редакций периодических печатных изданий (периодических печатных изданий), распространяемых на территории Ленинградской области, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения Ленинградской области и (или) которые финансируются не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей организации, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, редакции периодического печатного издания за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов, за счет средств, выделенных органами государственной власти и органами местного самоуправления Ленинградской области. Указанные в этом пункте Положения средства массовой информации обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам равные условия проведения предвыборной агитации. Эти средства массовой информации в информационных блоках и других материалах, отражающих события, связанные с избирательной кампанией, не вправе отдавать предпочтение кому-либо из кандидатов, в том числе по времени освещения их агитационной деятельности.

4. Организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий, не подпадающие под действие пункта 3 настоящего Положения, вправе на договорной основе предоставить эфирное время, печатную площадь зарегистрированным кандидатам. Оплата зарегистрированным кандидатом эфирного времени и печатной площади, а равно предоставление эфирного времени на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, должны осуществляться на равных условиях, при этом оплата должна осуществляться в полном объеме до предоставления эфирного времени и печатной площади исключительно через соответствующие избирательные фонды. Организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, должны иметь официальное разрешение или лицензию на эфирное, кабельное или проводное вещание.

5. Материалы, публикуемые в средствах массовой информации в соответствии с настоящим Положением, редактированию не подлежат, ответственность за их содержание несет кандидат, от имени и по поручению которого материал опубликован. В случае наличия в материале предвыборной агитации зарегистрированного кандидата информации, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации другого зарегистрированного кандидата, зарегистрированный кандидат, от лица которого представляется к публикации в средстве массовой информации данный материал, обязан по требованию редакции этого средства массовой информации предоставить документы, подтверждающие содержащуюся в материале информацию вышеуказанного характера. Редакция средства массовой информации вправе отказать в публикации предвыборных материалов кандидатов, содержащих призывы к насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, разжигающих социальную, расовую, национальную и религиозную рознь, пропаганду войны. Авторство и неприкосновенность направленного для публикации агитационного предвыборного материала могут быть оспорены кандидатом, от имени которого материал опубликован. Споры о публичном использовании агитационных предвыборных материалов решаются в установленном гражданско-процессуальным законодательством порядке. Использование редакцией средства массовой информации агитационных предвыборных материалов осуществляется в порядке, установленном действующим авторским законодательством в части использования официальных материалов. Публикация предвыборного агитационного материала должна сопровождаться сообщением о том, от имени какого кандидата она осуществляется. Публикация анонимных материалов не допускается.

6. Фонограммы теле- и радиопередач, экземпляры периодических печатных изданий, содержащие предвыборную агитацию, хранятся в редакции соответствующего средства массовой информации, не менее 6 месяцев и по запросу областной избирательной комиссии предоставляются ей не позднее чем в течении трех дней со дня обращения.

7. Теле-, радиопередачи, содержащие предвыборные агитационные публикации, не могут содержать коммерческих рекламных материалов, и должны распространяться в период, когда теле- и радиопрограммы собирают наибольшую аудиторию.

8. Журналисты, участвующие в подготовке и выпуске в эфир агитационных предвыборных теле- и радиопередач, не должны при этом комментировать и оценивать слова и действия кандидатов. Ведущий предвыборной передачи согласовывает с участниками передачи порядок ее проведения, следит за его соблюдением, предоставляет слово участникам передачи, предлагает им ответить на вопросы, совершает иные действия, предусмотренные сценарием передачи и установленным в телерадиокомпании порядком. В случае нарушения участником передачи действующего законодательства, злоупотребления свободой массовой информации ведущий вправе указать участнику на противоправный характер его действий и напомнить о предусмотренной законом ответственности. Во время проведения предвыборной передачи ее ведущий не вправе: нарушать согласованный с участниками порядок ее проведения; прерывать выступления участников, если это не обусловлено окончанием предоставленного им времени, окончанием времени передачи.

9. Сотрудники редакций средств массовой информации, являющиеся зарегистрированными кандидатами, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей, представляют в областную избирательную комиссию (для сотрудников редакций областных средств массовой информации с государственным участием) либо в соответствующую территориальную избирательную комиссию (для сотрудников редакций средств массовой информации, действующих в муниципальных образованиях) заверенную копию соответствующего приказа (распоряжения) не позднее трех дней со дня регистрации и не вправе использовать преимущества своего служебного положения. Журналистам, другим творческим работникам, а также должностным лицам редакций средств массовой информации запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов.


II. Порядок осуществления предвыборной агитации в средствах массовой информации, подпадающих под действие настоящего Положения

10. Средства массовой информации, указанные в пункте 3 настоящего Положения, осуществляют бесплатную и платную публикацию агитационных предвыборных материалов кандидатов на должность Губернатора Ленинградской области.

11. Основанием для предоставления бесплатного эфирного времени и бесплатной газетной площади кандидату является удостоверение кандидата и его личное письменное заявление руководителю организации, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, редакции периодического печатного издания. График предоставления бесплатного эфирного времени, график бесплатной публикации печатных агитационных материалов кандидатов с указанием конкретной даты и времени выхода в эфир либо времени выпуска, объема публикации, места расположения материала составляется руководством организации, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, либо редакции периодического издания по результатам жеребьевки, проводимой соответствующей избирательной комиссией среди кандидатов в присутствии представителей редакций этих средств массовой информации, и утверждается этой избирательной комиссией не позднее чем на третий день после завершения регистрации кандидатов. Расходы организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, редакций периодических печатных изданий, связанные с предоставлением зарегистрированным кандидатам бесплатного эфирного времени, бесплатной публикацией печатных агитационных материалов, покрываются за счет текущего бюджетного финансирования этих организаций или редакций.

12. Платное эфирное время и платная газетная площадь предоставляются зарегистрированным кандидатам в порядке поступления заявок на условиях договора. Тариф оплаты должен быть единым для всех кандидатов и опубликован. В договорах между кандидатами, с одной стороны, и организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание,— с другой, на предоставление эфирного времени за плату должны быть указаны следующие условия: вид предвыборной агитации, время выхода в эфир, продолжительность эфирного времени, его размеры и порядок оплаты, а также другие условия. В договорах между кандидатами, с одной стороны, и редакциями периодических печатных изданий — с другой стороны, на предоставление печатной площади за плату должны быть указаны следующие условия: вид и сроки публикации, их объем, размер и порядок оплаты предоставляемых печатных площадей, другие условия. Организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, подпадающие под действие настоящего Положения, обязаны резервировать платное эфирное время для проведения агитации кандидатами. При этом каждый кандидат вправе получить из общего объема зарезервированного эфирного времени время в пределах доли, полученной делением этого объема на общее число зарегистрированных кандидатов. Редакция средства массовой информации, предоставив одному из кандидатов возможность платной публикации, не вправе отказать другому кандидату в публикации платного агитационного материала.

13. Оплата эфирного времени и печатной площади должна производиться до их предоставления и должна осуществляться исключительно через соответствующие избирательные фонды. При непоступлении денежных средств на счет организации, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, или редакции периодического печатного издания предоставление эфирного времени или печатной площади не допускается. Во всех материалах, помещаемых в периодических печатных изданиях и оплачиваемых из средств избирательного фонда кандидата, должна помещаться информация о том, из избирательного фонда какого кандидата была произведена оплата соответствующей публикации. В случае, если публикация материалов была осуществлена бесплатно в соответствии с настоящим Положением, в публикации должно быть помещено указание на факт бесплатности данной публикации, а также указание на то, какому кандидату была предоставлена возможность размещения соответствующей публикации.

14. Реклама коммерческой и иной деятельности кандидатов, доверенных лиц зарегистрированных кандидатов, а также организаций, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются кандидаты и (или) доверенные лица зарегистрированных кандидатов, в ходе избирательной кампании осуществляется на основаниях, предусмотренных пунктом 4 и пунктом 13 настоящего Положения. Кандидаты и (или) доверенные лица зарегистрированных кандидатов обязаны предоставить в редакцию соответствующего средства массовой информации сведения о том, что они являются учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов организаций, реклама коммерческой и иной деятельности которых осуществляется в этом средстве массовой информации.

15. Теле-, радиопрограммы на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, указанных в пункте 3 настоящего Положения, и редакции периодических печатных изданий, указанных в пункте 3 настоящего Положения, участвуя в избирательных кампаниях, не вправе допускать обнародование (опубликование) информации, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированных кандидатов, если эти теле-, радиопрограммы и периодические печатные издания не могут предоставить зарегистрированному кандидату возможность обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации до окончания срока предвыборной агитации. Непредоставление зарегистрированному кандидату возможности обнародовать (опубликовать) до окончания срока предвыборной агитации опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации в теле-, радиопрограммах на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, указанных в пункте 3 настоящего Положения, и в периодических печатных изданиях, указанных в пункте 3 настоящего Положения, которые обнародовали, (опубликовали) информацию, способную нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, может являться основанием для привлечения этих организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещания, и редакций периодических печатных изданий и их должностных лиц к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации. Заявление о необходимости публикации опровержения или иного разъяснения в защиту чести, достоинства или деловой репутации зарегистрированного кандидата и текст опровержения (разъяснения) должны быть представлены в редакцию средства массовой информации, обнародовавшего (опубликовавшего) предвыборный агитационный материал зарегистрированного кандидата, нанесший ущерб чести, достоинству или деловой репутации другого зарегистрированного кандидата, в течение трех дней после обнародования (опубликования) этого предвыборного агитационного материала, но не позднее чем за семь дней до дня окончания предвыборной агитации.

16. В случае нарушения организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, редакцией периодического печатного издания установленных настоящим Положением правил проведения предвыборной агитации соответствующая избирательная комиссия вправе обратиться в правоохранительные органы, суд, исполнительные органы государственной власти, осуществляющие государственную политику в области средств массовой информации, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении организации, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, редакции периодического печатного издания к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.


III. Предоставление кандидатам эфирного времени и печатной площади в областных средствах массовой информации с государственным участием, средствах массовой информации, действующих в муниципальных образованиях

17. Зарегистрированные кандидаты имеют право на предоставление им бесплатного эфирного времени в трех телепередачах Ленинградской областной телекомпании и в трех передачах радиопрограммы “Гардарика” в рабочие дни в период трех недель, предшествующих дню выборов. Продолжительность телепередачи и радиопередачи должна составлять не менее 40 минут каждая, если число кандидатов менее десяти, и не менее 60 минут, если число кандидатов десять и более. Не менее одной трети от общего объема, выделяемого этими областными средствами массовой информации бесплатного эфирного времени отводится кандидатам для совместного проведения дискуссий, “круглых столов” и других аналогичных мероприятий. Бесплатное эфирное время распределяется между зарегистрированными кандидатами на равных основаниях. Объем платного эфирного времени, предоставляемого этими областными средствами массовой информации каждому кандидату, не должен более чем в два раза превышать объем предоставляемого ему бесплатного эфирного времени. Руководящие органы редакций Ленинградской областной телекомпании и радиопрограммы “Гардарика” по согласованию с Областной избирательной комиссией утверждают порядок изготовления и публикации агитационных предвыборных материалов кандидатов.

18. В областной общественно-политической газете “Вести” в будних номерах зарегистрированным кандидатам в случае их обращения бесплатно предоставляется печатная площадь на внутренних полосах газеты размером 500 кв. см, если число зарегистрированных кандидатов менее десяти, и размером 300 кв. см, если число зарегистрированных кандидатов десять и более, для одной или двух публикаций своих предвыборных материалов. За плату кандидату предоставляется печатная площадь также на внутренних полосах размером не более 1000 кв. см. Материал для бесплатной публикации должен быть представлен в редакцию газеты “Вести” не позднее двух дней до даты публикации,— для кандидатов, чьи материалы по результатам жеребьевки будут опубликованы в ближайшем номере газеты, и соответственно: не позднее трех дней — для кандидатов, чьи материалы будут опубликованы в последующем номере, не позднее семи дней — для кандидатов, чьи материалы будут опубликованы в остальных номерах газеты. Материал для платной публикации должен быть представлен не позднее семи дней до даты публикации.

19. Пофамильный график предоставления бесплатного эфирного времени кандидатам с указанием даты и времени выхода в эфир, пофамильный график бесплатной публикации печатных агитационных материалов кандидатов с указанием времени выпуска, объема печатной публикации, места расположения материала составляется руководством Ленинградской областной телекомпании, руководством радиопрограммы “Гардарика”, руководством газеты “Вести” по результатам жеребьевки, проводимой Избирательной комиссией Ленинградской области среди кандидатов в присутствии представителей редакций этих средств массовой информации, и утверждается Избирательной комиссией Ленинградской области не позднее чем на третий день после завершения регистрации кандидатов.

20. Редакции средств массовой информации, действующих в муниципальных образованиях Ленинградской области, и подпадающих под действие настоящего Положения, осуществляют бесплатную и платную публикацию агитационных предвыборных материалов в порядке, утвержденном соответствующими территориальными избирательными комиссиями по согласованию с руководящими органами этих средств массовой информации не позднее чем за 40 дней до дня выборов. При этом должны быть предусмотрены: общий объем платных и бесплатных агитационных предвыборных материалов, даты выпуска номеров газеты и время выпуска в эфир телерадиопрограмм, сроки и порядок подачи материалов кандидатов, виды предвыборной агитации, расценки на изготовление и публикацию платных материалов. Объем материалов устанавливается в соответствии с возможностями и спецификой работы средств массовой информации, действующих в муниципальном образовании.

21. График предоставления бесплатного эфирного времени с указанием даты и времени выхода в эфир, график бесплатной публикации печатных агитационных материалов с указанием времени выпуска, объема печатной публикации, места расположения материала составляется руководством средства массовой информации, действующего в муниципальном образовании, по результатам жеребьевки, проводимой соответствующей территориальной избирательной комиссией среди кандидатов в присутствии представителей редакции этого средства массовой информации, и утверждается территориальной избирательной комиссией не позднее чем на третий день после завершения регистрации кандидатов. Не менее одной трети от общего объема выделяемого бесплатного эфирного времени отводится кандидатам для совместного проведения дискуссий, “круглых столов” и иных аналогичных агитационных мероприятий. К использованию этой доли бесплатного эфирного времени все зарегистрированные кандидаты должны быть допущены на равных основаниях.


IV. Организация контроля за соблюдением порядка проведения предвыборной агитации через средства массовой информации

22. Контроль за соблюдением кандидатами на должность губернатора Ленинградской области, редакциями средств массовой информации и их сотрудниками установленного настоящим Положением порядка ведения предвыборной агитации осуществляют Избирательная комиссия Ленинградской области и территориальные избирательные комиссии. В этих целях областная избирательная комиссия организовывает работу Совета по сотрудничеству со средствами массовой информации и рассмотрению информационных споров, действующего на основании и в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Леноблизбиркома № 231 от 17 февраля 1998 года.

23. Редакции средств массовой информации обязаны вести учет бесплатных и платных публикаций предвыборных агитационных материалов, по запросу соответствующей избирательной комиссии предоставлять ей письменную информацию о сделанных публикациях в трехдневный срок.

24. Споры, связанные с публикациями в средствах массовой информации, действующих в муниципальных образованиях, рассматриваются соответствующей территориальной избирательной комиссией, решение которой может быть оспорено в избирательной комиссии Ленинградской области.

25. Решения избирательных комиссий, связанные с проведением предвыборной агитации, обязательны к исполнению кандидатами и редакциями средств массовой информации. Должностные лица, не исполняющие решения избирательных комиссий, связанные с предвыборной агитацией, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с федеральным законодательством.

В начало страницы «Избирательная комиссия Ленинградской области»
© Петербургские выборы, 1999