Все новости сервера
>

Почти вся политическая аналитика сегодня построена на рейтингах партий, движений, лидеров, личностей.
Но, по мнению серьезных ученых, рейтинговая жвачка не может служить основанием для объективных прогнозов.

>

© Петербургские выборы, 1999
Исследование проблем и интересов избирателей

Общественное мнение

Правила публикации результатов изучения общественного мнения
Полезные советы авторам и инициаторам социологических опросов
Контрольные вопросы для проверки анкеты социологического опроса

Социологические опросы

Центр политических исследований и технологий (ЦПИТ) (Материалы в работе)
Исследовательская фирма «Гортис» (Список имеющихся материалов)
Независимый аналитический центр (Список имеющихся материалов)
Институт социологии Российской Академии наук
Информационная фирма СНИЦ (Список имеющихся материалов)
Всероссийский центр изучения общественного мнения
Независимый исследовательский центр РОМИР
      — Интервью генерального директора;
      — Прогноз активности на выборах в Госудуму-99.


Берегись рейтингов!

Из интервью генерального директора
Независимого исследовательского центра РОМИР Елены Башкировой
корреспонденту ИТАР-ТАСС 1 ноября 1999 года:

   — Социологи не без оснований утверждают, что в предвыборный период почти вся политическая аналитика, в основном, построена на рейтингах. Между тем, профессионалы предупреждают: рейтинги ни в коем случае не могут служить основанием для каких-либо прогнозов.
   Широко тиражируемые СМИ данные социологических исследований становятся "мощным фактором, влияющим на общественное сознание". В то же время, аудитории зачастую сложно разобраться в методологических тонкостях электоральных исследований, а также возможных намеренных и ненамеренных искажениях на различных этапах работы социологов.
   Большинство случаев возникает по причине недостаточно профессионального построения выборки, которая в идеале должна представлять собой микромодель общества. Ошибки возможны как при выборе населенных пунктов, так и при отборе конкретных респондентов.
   Для обеспечения репрезентативности, с ошибкой плюс-минус 3-4 процента, в опросе должно участвовать не менее 1500 человек, а проводиться он должен в не менее чем 160 точках.
   Существует также серьезная проблема "сдвига выборки". Это — ситуация, когда в опросе участвует куда большее, чем нужно, число лиц с высшим образованием, пожилых людей, сторонников одной партии и т. п.
   Искажения могут возникать и при неправильном составлении вопросника, и в ходе технического переноса данных анкет в компьютер, и на стадии обработки. На результатах может сказаться даже такой субъективный фактор, как влияние личности интервьюера на респондента.
   Немало нареканий у профессионалов вызывает и использование социологической информации СМИ, их интерпретация. В прессе очень часто не сообщается о времени проведения опроса и других его "реквизитах", данные порой сопровождаются комментариями, которые вызывают у аудитории эмоции определенной окрашенности.
   Не выдерживают профессиональной критики и интерактивные опросы, практикуемые многими телепрограммами. Они, как и опросы участников политических ток-шоу в телестудии, не могут претендовать на объективность и репрезентативность, поскольку отражают настроения только определенной узкой категории населения.
   "Рейтинговая кампания" в СМИ может дать весьма негативные результаты. Вместо повышения интереса к политике и выборам, она может привести к пассивности и апатии значительной части электората. А причиной этого станет неспособность граждан разобраться в большом потоке тиражируемой СМИ противоречивой информации.


РОМИР: «Кто пойдет на выборы?»

   60 процентов россиян
в конце ноября уже определились с тем, что точно примут участие в предстоящих выборах в Государственную Думу. Причем половина из них считает участие в выборах гражданским долгом. Об этом они сообщили в ходе еженедельного опроса общественного мнения, проведенного 27-28 ноября независимым исследовательским центром РОМИР.

   Еще 20 процентов российских избирателей, по данным опроса, скорее всего собираются 19 декабря участвовать в голосовании. Согласно избирательному закону, выборы в Госдуму считаются состоявшимися, если в них примут участие не менее 25 процентов граждан, имеющих право голоса.
   8 процентов опрошенных сообщили, что скорее всего не придут на избирательные участки и столько же участников опроса определенно решили не участвовать в голосовании.
   Опрос продемонстрировал невысокий уровень осведомленности избирателей об основных кандидатах по их округам. 57 процентов участников опроса сообщили, что не знают никого из тех, кто баллотируется по их избирательному округу. Около трети опрошенных "знают некоторых кандидатов", и только 5 процентов участников опроса сказали, что знают всех кандидатов в депутаты по своему избирательному округу.
   В ходе исследования по всероссийской репрезентативной выборке было опрошено 1500 человек в 40 субъектах Российской Федерации.