Все новости сервера
>

Дом со стеклянной крышей — для пущей  прозрачности свершаемых в нем дел — построил ЦИК на Старой площади в Москве. В старом у Центризбиркома было 3700 кв. м, в новом — 7000. Стоимость обустройства около 7 млн. долларов. В том числе — на удобства для прессы.

>

© Петербургские выборы, 1999
Центризбирком Российской Федерации

Хроника и основные сведения о ЦИК
Контакты комиссии
Издания комиссии
Состав Центральной избирательной комиссии
Адрес комиссии


Хроника деятельности ЦИК
  (1993–1999 годы)

1999

15 сентября
 
ЦИК предложила средствам массовой информации уточнить расценки на политическую рекламу, посколько у одних она указана в рублях, у других — в условных единицах, у третьих — в долларах США. А положено по закону — только в рублях.
   До сих пор нигде ЦИК не указывает о нормах и требованиях к Интернету, где может быть опубликована любая информация, но Интернет ни в одном законе не считается средством массовой информации, за исключением, когда сайт в Интернете зарегистрирован как СМИ.

   За основу принято депутатами Законодательного собрания Петербурга постановление о назначении 8 (по количеству избирательных округов) окружных комиссий по выборам в Госдуму.

10 сентября
 
Сегодня "Российская газета" должна была опубликовать, как вчера сообщил прессе председатель ЦИК А.Вешняков, "нарезку одномандатных округов" — таковых 225. В Петербурге — 8, в Ленобласти — 3. Это будет то же самое, что было утверждено четыре года назад, поскольку изменения, предложенные ЦИК, только приняты к сведению законодателями, но не прошли процедуру утверждения и не имеют силы закона.
   Предложения и новая схема одномандатных округов были внесены в Госдуму 9 июля 1999 года. Поскольку за 100 дней до дня голосования решения принято не было, ЦИК публикует старую схему.
   Выдвижение кандидатов в одномандатных округах возможно только начиная с 20 сентября. Это касается и независимых и партийных кандидатов.
   В старой схеме сохранились старые названия, многих из которых уже нет. Кое-где изменились и административные границы.
   Граждане-избиратели, находящиеся за пределами России (их нынче вдвое больше, чем четыре года назад: более 800 тысяч человек),— они также имеют право голосовать, и процедура эта для них будет организована.

9 сентября
 
Председатель ЦИК Александр Вешняков вчера прибыл в Петербург, чтобы выступить на организованном ЦИК совместно с Международным фондом избирательных систем семинаре, посвященном теме "Средства массовой информации и выборы" и сегодня вечером вернуться в Москву. Там завтра на комиссии рассматриваются заявления и избирательные списки КПРФ, блока "Отечество — вся Россия", объединения "Мир и согласие" и блок "Союз правых сил", представивший вчера вечером свои списки в ЦИК.
   На семинар в Питер приглашали, видимо, тоже по межународной методике. Во всяком случае сервер «Петербургские выборы», входящий в "пятерку" крупнейших в России парламентских банков информации в Интернет и признанный конкурентом № 1 более чем скромного и узкоспециализированного сервера Законодательного собрания Петербурга,—  этот сервер обошли стороной, хотя чего проще было автоматически, при рассылке электронной почты сообщить оппонентам о грядущем событии.
   Впрочем, событием ни этот семинар, ни пребывание председателя ЦИК в Питере назвать нельзя. Ничего событийного мы не узнали даже сегодня на итоговой пресс-конференции Вешнякова в Пресс-центре ИТАР-ТАСС, кроме того, что ко всем нарушителям закона, который нынче (в отличии от выборов в Законодательное собрание) не противоречит ни Конституции, ни основному закону о гарантиях избирательных прав граждан России,— ко всем будут применены жесткие меры.
   Но попытку применить эти меры в период выборов губернатора Ленобласти, когда Облизбирком отказал в регистрации четырем кандидатам, пресек Областной суд. Вот вам и закон! Кстати, руководителей Облизбиркома — Пылина и Журавлев — на пресс-конференции не было — очевидно, их тоже не пригласили, хотя именно в области сейчас самые горячие дни и по области больше всего вопросов.
   А.Вешняков отметил, в который раз, уроки петербургских выборов в Законодательное собрание. Тогда они происходили "на основании трех законов, которые противоречили друг другу". Отсюда множество "негативных явлений, которые наблюдали здесь".
   Эти противоречия в федеральном законодательстве к выборам в Госдуму исключены. В частности. фактически стало невозможным досрочное голосование, а только открепление избирателей по разным причинам от голосования на своем избирательном участке.
   В определенной степени решена проблема механизма препятствия проникновению во власть криминальных элементов. Сведения о них предоставляют теперь избиркомам правоохранительные органы до регистрации, а также сами кандидаты. Речь впервые идет о сведениях об имуществе кандидатов, о декларации доходов, о непогашенной или неснятой судимости, об иностранном гражданстве. Достоверность сведений проверяют избирательные комиссии, которым должны содействовать власти. Доказанные комиссией недостоверные сведения являются основания для отказа.
   Сделана попытка препятствовать грязным избирательным технологиям, особенно проявившимся в Петербурге. А также — попытка ужесточить финансовую дисциплину избирательных кампаний. Введена тройная отчетность: до дня регистрации в качестве кандидата, не позднее чем за 10 дней до дня голосования и сразу после голосования. Все расходы на предвыборную кампанию возможны только из специального избирательного фонда кандидата со счета, открытого только в отделениях Сбербанка. Тайна вкладов будет открыта избирательным комиссиям.
   Все нарушения этих установлений ведут к отрешению от участия в выборах на любой стадии установления нарушений, включая послевыборный период."Наши кандидаты будут более прозрачными, чем раньше",— сказал А.Вешняков.

13 августа
 
На сегодня назначено заседание Центризбиркома РФ, которое рассмотрит 15 вопросов.
   На заседании будет принят ряд нормативных документов, которые прямо предписаны законом, пояснил он. В частности, речь идет об инструкции по образованию избирательных фондов, их расходованию, открытию соответствующих счетов. Кроме того, планируется принять разъяснения ЦИК по формированию окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий, календарный план мероприятий, которым будут буквально по дням расписаны все этапы предвыборной кампании, и другие документы.

12 августа
   Кандидаты, преждевременно начавшие предвыборную агитацию, могут сойти с предвыборной дистанции. Такое предупреждение сделал глава Центризбиркома Александр Вешняков.
   При регистрации в Центризбиркоме, сказал он, кандидатам в депутаты придется ответить на вопрос, велась ли ими предвыборная агитация, которая разрешена законом лишь после регистрации. Если такие факты будут выявлены, то ЦИК сам даст им экспертную оценку. Решение ЦИК несогласные смогут оспорить лишь в Верховном суде.
   Он посоветовал будущим кандидатам: "Если вы не хотите быть сняты сами, снимайте рекламные щиты уже сейчас" (Очевидно, имеются в виду щиты с изобюражением лидеров движения "Правое дело" Немцова, Хакамады и Федорова,.появивищиеся сначала в Москве, но быстро спрятанные, а потом в Петербурге, где в скором времени они были частично убраны, но все еще остаются в употреблении".

11 августа

НАДО УЧЕСТЬ!
   Зарубежные звезды не смогут принять участие в предстоящих парламентских выборах, сообщил Александр Вешняков,.отвечая на вопросы руководителей отраслевых и региональных профсоюзов России.
   Он отметил, что по новому закону о выборах иностранные физические и юридические лица "не имеют права оказывать какую-либо помощь или влияние на исход избирательной кампании". В этой связи Александр Вешняков выразил надежду, что МИД России будет способствовать выполнению этой нормы закона, ограничив выдачу виз иностранным гражданам.

10 августа
   "Самым актуальным вопросом" начавшейся избирательной кампании назвал сегодня на пресс-конференции Александр Вешняков проблему с утверждением Госдумой новой схемы одномандатных округов.
   Председатель Центризбиркома напомнил, что депутаты до сих пор не утвердили новую схему. На заседании думских комитетов в понедельник, 9 августа,  рассматривались представленные ЦИК замечания к старой схеме одномандатных округов. По словам Александра Вешнякова, предварительное мнение комитетов сводится к тому, чтобы не поддерживать предложенную схему и не принимать федеральный закон об ее утверждении. "Если эта позиция не будет изменена, и мы не получим федеральный закон до 9 сентября, уже до 11 сентября ЦИК будет вынужден опубликовать схему одномандатных округов четырехлетней давности",— сказал Александр Вешняков,— И выборы будут проходить по старой схеме, пояснил он.
   Принципиальное отличие новой схемы одномандатных округов от схемы 1995 года состоит в том, что за эти годы несколько изменилась численность населения в различных субъектах РФ. В частности, в Дагестане и Краснодарском крае необходимо добавить по одному избирательному округу, а в Мурманской и Читинской областях сократить их число с двух до одного округа. Некоторые изменения предусмотрены и в границах одномандатных округов,  пояснил Александр Вешняков.

   В адрес Центризбиркома звучат угрозы, касающиеся того, что члены ЦИК якобы не исполняют закон, сообщил на пресс-конференции глава ЦИК Александр Вешняков.
   "Мы безусловно исполняем все законы",— твердо подчеркнул он.
   Что касается угроз об отзыве отдельных членов Центризбиркома органами, которые их назначали, то, по словам Вешнякова, закон не дает право органам, назначавшим члена ЦИК, на его отзыв. "Есть только один законный способ досрочно прекратить полномочия члена ЦИК — это обвинительный приговор суда",— заявил он. "Тот, кто нас сегодня пытается шантажировать, должен прежде всего прочитать закон и сделать для себя соответствующие выводы", - отметил глава ЦИК.

9 августа
   Проинформировать президента Ельцина о готовности к началу избирательной кампании - такова была главная цель состоявшейся в понедельник встречи председателя Центризбиркома Александра Вешнякова с Борисом Ельциным.
    Главная задача решена, указ о назначении выборов в Госдуму на 19 декабря президентом подписан. С 9 августа, дня подписания указа о выборах 19 декабря 1999 года и, волею судеб, указа об отставке правительства С.Степашина, можно начинать оформление в избирательные блоки, которые могут создавать избирательные объединения.
   Затем должны пройти сбор подписей и регистрация кандидатов. Эта работа, согласно законодательству, будет завершена в начале ноября.
   Постановление о задачах исполнительной власти по оказанию содействия избирательным комиссиям в организации, подготовке и проведении выборов депутатов Госдумы должно быть принято в ближайшее время, несмотря на смена правительства.
   По словам Александра Вешнякова, уже 7 ноября страна будет знать имена кандидатов в депутаты Госдумы. За них будут голосовать 107 миллионов российских избирателей. На проведение выборов в федеральном бюджете заложено 1,4 миллиарда рублей.

   139 общественно-политических объединений, по оценке Минюста РФ, обладают правами избирательных объединений  Этот список направлен в Центризбирком.
   Как отмечается в письме министра юстиции Павла Крашенинникова на имя п6едседателя Центризбиркома Александра Вешнякова, которое было подписано в воскресенье, 8 августа, в список включены 139 политических общественных объединений, зарегистрированных Минюстом России по 19 декабря 1998 года включительно. Последними в нем значатся Общероссийские политические общественные организации "Отечество" и Российская консервативная партия.

НАДО УЧЕСТЬ!
  Тем самым Минюст дал окончательный ответ, какое число считать последним днем регистрации — 18 или 19 декабря 1998 года.
   Минюстом России признаны политическими общественными объединениями политическая партия "Автомобильный клуб России", Ассоциация российских работников правоохранительных органов, "Союз офицеров" Станислава Терехова, движение "Юристы за право и достойную жизнь человека", Партия свободных предпринимателей, "Шахтеры России", Православная партия России, Союз "Христианское возрождение", движение "Нур" и "Всероссийский исламский конгресс". В письме отмечается, что в уставах этих объединений не предусматривается членство по профессиональному и конфессиональному признакам, а также реализация любительских и иных интересов, что позволяет относить их к политическим объединениям.
   Список был направлен в ответ на запрос ЦИК от 4 августа в соответствие с п.1 статьи 32 федерального закона "О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации", где говорится, что статус избирательных могут получить лишь те общественные объединения, которые прошли регистрацию в Минюсте за год до даты выборов.

НАДО УЧЕСТЬ!
  В парламентских выборах смогут участвовать лишь те избирательные блоки, в составе которых присутствуют два и более объединений, зарегистрированных Минюстом не позднее, чем за год до дня голосования.
   Федеральное избирательное законодательство действительно предусматривает возможность создания избирательного блока двумя и более общественно-политическими объединениями для совместного участия в выборах. Речь об избирательных блоках и коалициях может идти только после официального определения даты голосования. Из этого следует, что съезды и конференции общественно-политических объединений, на которых рассматриваются предвыборные союзы и альянсы, могут проводиться "не ранее чем в день официального решения о назначении выборов депутатов Госдумы".
   Федеральным законом жестко определено, что решения, связанные с образованием и деятельностью избирательного блока, вправе принимать только съезды объединений - членов союза. В частности, в совместной компетенции находятся вопросы вхождения в единый блок, назначения уполномоченных представителей в общей коалиции, выдвижения кандидатур по федеральному списку и в одномандатные округа, а также принятие решения о приостановлении своего участия в блоке.
   На съезде представителей избирательных объединений-членов общего блока необходимо создать исполнительный или согласительный орган и делегировать ему координационные полномочия.

НАДО УЧЕСТЬ!
   Схема образования одномандатных округов по выборам депутатов в нижнюю палату парламента останется прежней. Об этом сообщил Анатолий Лукьянов, председатель комитета по законодательству и судебно-правовой реформе, после сегодняшнего рассмотрения в Госдуме предложения Центризбиркома..
   "Мы рассмотрели схему очень внимательно и пришли к выводу, что не успеваем утвердить новую схему, тем более, что она вызывает очень большие замечания со стороны многих депутатов Госдумы и сенаторов",— сказал А.Лукьянов. В результате "остается старая схема, которую мы внесем на рассмотрение Совета Думы",— добавил он.

   Председатель Центризбиркома Александр Вешняков одной из главных текущих проблем он назвал вступление в силу федерального закона о новой схеме одномандатных округов. Согласно закону, за 200 дней до истечения конституционного срока работы нынешней Думы, Центризбирком передал в нижнюю палату проект этого документа.
   Он должен быть опубликован не позднее, чем за 100 дней до дня голосования, то есть до 10 сентября. До этого Думе необходимо принять закон, Совету Федерации утвердить его, после чего он поступит на подпись президенту.
   9 сентября — "крайний срок", подчеркнул Вешняков, после его истечения по закону уже 12 сентября ЦИК будет обязан объявить о проведении выборов по старой схеме округов, чтобы за 90 дней до дня выборов "одномандатники" могли бы начать выдвижение.
   От публикации схемы одномандатных округов зависят и сроки формирования окружных избирательных комиссий. Это должно происходить не позднее чем за 5 дней до дня публикации (не ранее 14 сентября) и не позднее чем за 90 дней до дня выборов (20 сентября).
   Формирование территориальных районных, городских и других избирательных комиссий должно проходить не ранее чем за 70 дней и не позднее чем за 60 дней до дня голосования, то есть от 10 до 20 октября. А формирование участковых избирательных комиссий — не позднее чем через 3 дня со дня образования соответсвующего участка, то есть до 22 ноября.
   Образование избирательных участков должно проводиться не позднее чем за 30 дней до дня голосования (19 ноября), а опубликование списков избирательных участков — не позднее чем за 25 дней (24 ноября).
   Следующий важный этап предвыборной кампании — выдвижение кандидатов. Выдвижение кандидатов по одномандатным округам непосредственно избирателями должно проходить после официальной публикации схемы одномандатных округов, но не ранее дня официального опубликования решения о назначении выборов.
   В те же сроки проходит выдвижение кандидатов по одномандатным округам избирательными объединениями или блоками. А выдвижение федерального списка кандидатов избирательного объединения или блока должно проходить после опубликования указа президента о назначении выборов.
   Сбор подписей может быть начат со дня уведомления избирательных комиссий соответствующего уровня о выдвижении кандидатов.

НАДО УЧЕСТЬ!
   Представление подписных листов и других необходимых избирательных документов для регистрации кандидата по одномандатному округу в соответствующую окружную комиссию, а также предоставление в ЦИК аналогичных документов для регистрации федеральных списков кандидатов проходит не ранее чем за 85 дней до дня голосования и не позднее 55 дней до дня голосования, то есть с 25 сентября и не позднее 18 часов по местному времени 25 октября.
   Регистрация "одномандатников" и федеральных списков завершается не позднее чем через 10 дней после приема подписных листов и других необходимых документов, но не позднее 18 часов по местному времени 4 ноября.
   Доверенные лица регистрируются соответственно окружной комиссией или ЦИК в течение трех дней со дня поступления письменного заявления о назначении доверенных лиц.

  Согласно новому избирательному законодательству, излишняя самоуверенность претендентов на депутатские мандаты может обернуться материальными потерями. Новый закон о выборах депутатов Госдумы вводит несколько принципиально новых положений.
   Речь идет, в частности, об избирательном залоге, который избирательное объединение или кандидат по одноманадтному округу могут внести из своего избирательного фонда вместо подписей. Согласно закону, сумма этого залога для объединений составляет 2.087.250 рублей, а для одномандатника — 83.490 рублей.

НАДО УЧЕСТЬ!
   В случае, если в день выборов внесшее залог объединение не наберет 3 процентов голосов от числа проголосовавших, залог пойдет в пользу государства. Аналогичная мера предусмотрена и для одноманадатников, но только их ценз выше — 5 процентов.
   Другое новшество — требование закона оплатить бесплатное эфирное время, предоставляемое для ведения предвыборной агитации. По принципу "проигравший платит", те объединения, которые не наберут 2 процентов голосов, должны будут задним числом оплатить предоставленный им эфир.
   Всем известно, что телеэфир — весьма дорогое удовольствие. Поэтому речь пойдет о весьма и весьма серьезных суммах.
   Проигравшие, которые уклонятся от оплаты эфира, уже никогда больше не будут допущены к участию в выборах.

9 июля
   Председатель ЦИК А.Вешняков сообщил, что сегодня рассматривается новый вариант нарезки избирательных округов под выборы в Госдуму в связи с уменьшением-увеличением числа избирателей в разных регионах России в период межды выборами 1995 и 1999 годжа. Очевидно, что Мурманская область потеряет один округ, а на юге страны одним прибавится, но общее число останется прежним — 225. Изменится ли нумерация округов, например, в Петербурге и Ленинградской области, А.Вешняков не уточнил.

24 марта
   Приступил к работе новый председатель Центризбиркома Александр Вешняков, предложенный Аграрной депутатской группой Госдумы, отработавший уже два срока в составе старого Центризбиркома в качестве секретаря ЦИКа.
   ЦИК обновился на две трети. Заместителем Вешнякова стал бывший представитель президента в Чечне Валентин Власов. Секретарем стала Ольга Застрожная, выдвинутая «Яблоком».

   «...Предыстория того, как ЦИК обзавелся новым председателем, весьма поучительна для всех ветвей власти, особенно для кремлевской администрации.
   Как известно, Центральная избирательная комиссия, состоящая из 15 человек, формируется из кандидатов, представленных Госдумой, Советом Федерации и президентом. Президентская сторона очень долго составляла свою пятерку, пытаясь найти беспроигрышную для председательского кресла кандидатуру из ее состава и, казалось, в конце концов нашла — им стал бывший полпред президента в Чечне Валентин Власов.
   Ему постарались обеспечить публичную поддержку, правда, достаточно неуклюже. Накануне выборов была организована встреча первого вице-премьера Густова с Валентином Власовым, после которой в прессу попали сведения, что того поддерживает кроме президента и Евгений Примаков. Столичная либеральная пресса еще до голосования заранее предрекала победу Власову в различных «аналитических» статьях. Из Братиславы в поддержку президентского протеже был вызван даже посол России в Словакии Николай Рябов, возглавлявший в начале 90-х годов Центризбирком.
   Кремлевские стратеги, однако, не учли одного простого факта: председатель ЦИК избирается членами комиссии простым большинством, и большинство это явно не на стороне хотя и харизматической личности, но очень далекой от избирательных технологий, избирательной практики и вообще всего того, что и является содержанием работы Центризбиркома.
   Да и сам «кавказский пленник» преподнес сюрприз администрации президента, взяв самоотвод на решающем заседании ЦИК и подчеркнув при этом, что свое решение он не согласовывал с Кремлем.
   Александр Вешняков в результате был избран председателем единогласно, и таким образом победил не тот, кто должен был, а тот, кто мог.
   ...Под итоговыми протоколами выборов в Госдуму в этом году и президентскими в следующем будет стоять подпись нынешнего главы ЦИК.» (Александр Борисов. Санкт-Петербургские ведомости. 3 апреля 1999 года)

На прошлой неделе (с 22 по 28 марта)
   На решающем заседании ЦИК, где «Народовластие» готовилось дать бой навязываемому Кремлем Валентину Власову, он, не согласовав с Кремлем, заявил, что снимает свою кандидатуру, потому что не хочет стать причиной раскола Центризбиркома. И председателем комиссии единогласно был избран Александр Вешняков.
   (Подробно в статье Ирины Холмстакой и Дмитрия Камышева «Служу Федеральному собранию», «Коммерсантъ Власть», № 12, 30 марта 1999 г.).

22 марта
   
Вадим Густов, вице-премьер правительства, объявил о поддержке Е.М.Примаковым кандидатуры бывшего предсавителя президента в Чечне Валентина Власова в качестве потенциального председателя комиссии вместо прежнего председателя Центризбиркома Александра Иванченко, которого Кремль не поддержал.

21 марта 1999 года
   Полномочия Центризбиркома истекли.
   Группа "Народовластие" (Госдума) выдвинула кандидатом на пост председателя Центризбиркома бывшего прокурора Москвы Геннадия Пономарева. "Аграрии" (Госдума) выдвинули секретаря ЦИКа Александра Вешнякова. Всего было выдвинуто 6 кандидатур. После голосовании в Госдуме осталось три левых кандидата (квота Госдумы в ЦИК — 5 кандидатов, как и у Совета Федерации).


1998

23 июня 1998 года
Постановлением ЦИК утверждена новая редакция Регламента комиссии.
   В настоящее время при непосредственном участии комиссии осуществляется доработка:
   — проекта нового Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации";
   — проекта Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации".

   Подготовлены «модельные законы»:
   — о выборах депутатов (членов) законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
   — о выборах главы исполнительного органа государственной власти (Президента) субъекта Российской Федерации;
   — о выборах депутатов представительного органа местного самоуправления;
   — о выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления;
   — об избирательной комиссии субъекта Российской Федерации;
   — о местном референдуме в субъекте Российской Федерации.
   Эти «модельные законы», носящие рекомендательный характер, включают в себя основные положения и процедурные вопросы, касающиеся выборов и референдумов, варианты избирательных систем, которые могут быть использованы на выборах. Все это может быть использовано в регионах, куда модельные законы направлены, при подготовке региональных законодательных актов о выборах.
  
   Новые технологиии:
   Комиссия является государственным заказчиком Федеральной целевой программы развития Государственной автоматизированной системы (ГАС) Российской Федерации "Выборы" на 1996–2000 годы, предназначенной для автоматизации процессов сбора, учета и обработки информации, для создания общегосударственной системы регистрации избирателей, подведения итогов выборов и референдумов. Организационное, информационное и методическое обеспечение ГАС "Выборы" осуществляет Федеральный центр информатизации.


1997

В сентябре 1997 года вступил в силу новый Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", который установил порядок деятельности, формирования и численный состав Комиссии.   
   Закон зафиксировал, что Центральная избирательная комиссия Российской Федерации является государственным органом, а ее полномочия и порядок деятельности устанавливаются:
   — Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации"; 
   — Федеральным законом "О выборах Президента Российской Федерации";
   — Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации"
   — и Регламентом Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.


1994

В декабре 1994 года
Вступил в силу Федеральный закон "0б основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", который установил, что Центральная избирательная комиссия Российской Федерации действует на постоянной основе.

   Закон определил: срок полномочий комиссии — четыре года, состав комиссии — 15 членов и принцип формирования комиссии:
   — 5 членов комиссии назначаются Государственной Думой из числа кандидатур, предлагаемых депутатскими объединениями в Государственной Думе;
   — пять членов Комиссии назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, предлагаемых законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
   — пять членов Комиссии назначаются Президентом Российской Федерации.
   — члены Центральной избирательной комиссии избирают из своего состава тайным голосованием председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии.

В декабре 1994 года — марте 1995 года сформирован новый состав комиссии.
В новом составе Комиссия провела выборы депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации второго созыва (1995 год) и выборы Президента Российской Федерации (1996 год).


1993

12 декабря 1993 года
Комиссия провела выборы депутатов Государственной Думы, Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации и всенародное голосование по проекту Конституции Российской Федерации.

29 сентября 1993 года
Указом президента Российской Федерации утверждена Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. Состав: председатель и 20 членов комиссии.
   Комиссия действует на территории России, включающей в себя 89 субъектов Российской Федерации, более 14 тысяч муниципальных образований) и 106 млн. избирателей.

В начало страницы


Контакты комиссии


   — Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ;
   — Международным фондом избирательных систем;
   — Ассоциацией организаторов выборов стран Центральной и Восточной Европы.
   — Международным фондом избирательных систем;
   — партийно-политическими фондами ФРГ.
   Ведется работа по созданию консультативного совета организаторов выборов стран Содружества Независимых Государств.

В начало страницы


Издания комиссии

  
   В наиболее полном объеме деятельность Комиссии освещается с августа 1995 года в ее официальном печатном органе — журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
   По итогам федеральных выборов, выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления Комиссия издает тематические сборники электоральной статистики, в которых отражаются результаты выборов и многообразная деятельность избирательных комиссий по их организации и проведению.
   На сегодняшний день изданы сборники:
   — "Выборы депутатов Государственной Думы. 1995. Электоральная статистика";
   — "Выборы Президента Российской Федерации. 1996. Электоральная статистика";
   — "Выборы глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 1995–1997. Электоральная статистика".
   В 1999 году издается новый сборник — "Выборы в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации. 1995–1997. Электоральная статистика".
   Начата работа над сборником "Выборы в органы местного самоуправления в Российской Федерации. Электоральная статистика".

В начало страницы


Состав Центральной избирательной комиссии

Председатель комиссииВЕШНЯКОВ Александр Альбертович
   24 марта 1999 года избранный единогласно Александр Вешняков сменил предыдущего председателя ЦИКа Иванченко.
   Ему 46 лет. Родился и вырос в Архангельской области. Там же закончил мореходку. Потом — Ленинградской инженерное морское училище им. адм. Макарова. Позднее получил еще 2 диплома: Ленинградской высшей партийной школы и Дипломатической академии МИД России.
  
Вешняков почти десять лет работал на различных должностях в Северном морском и речном пароходствах. По «горбачевскому» призыву попал на партийную работу — с 1987 по 1990 год был секретарем Архангельского горкома КПСС. Затем успешные выборы в народные депутаты РСФСР — и он переезжает в Москву. В Центризбиркоме Вешняков с 1994 года, причем уже в течение 5 лет является ее секретарем.

   В соответствии с Регламентом председатель комиссии:

   — представляет Комиссию во взаимоотношениях с Президентом Российской Федерации, федеральными органами государственной власти, государственными органами и учреждениями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, избирательными комиссиями, комиссиями референдума, избирательными объединениями, избирательными блоками в Российской Федерации и за рубежом, иностранными и международными организациями, средствами массовой информации, общественными объединениями, организациями и гражданами;
   — созывает заседания Комиссии и председательствует на них;
   — осуществляет контроль за реализацией решений Комиссии;
   — издает распоряжения по вопросам, отнесенным к его компетенции;
   — подписывает постановления Комиссии;
   — дает поручения заместителю Председателя, Секретарю Комиссии и членам Комиссии;
   — осуществляет общее руководство Аппаратом Комиссии;
   — является распорядителем финансовых средств, выделяемых Комиссии из федерального бюджета;
   — осуществляет координацию издательской деятельности Комиссии;
   — осуществляет прием на работу и увольнение работников Аппарата Комиссии;
   — осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и Регламентом.


Заместитель председателя комиссииВЛАСОВ Валентин Степанович (бывший представитель президента России в Чечне)
   Избран 24 марта 1999 года.

  В соответствии с Регламентом заместитель председателя комиссии: 

   — осуществляет полномочия Председателя Комиссии в случае его отсутствия или невозможности выполнения им своих обязанностей;
   — по поручению Председателя Комиссии созывает и ведет заседания Комиссии;
   — осуществляет иные полномочия, предусмотренные Регламентом.


Секретарь комиссии — ЗАСТРОЖНАЯ Ольга Кирилловна
   Избрана 24 марта 1999 года.

В соответствии с Регламентом секретарь комиссии:

  
— обеспечивает подготовку заседаний Комиссии, вносимых на ее рассмотрение материалов;
   — организует перспективное и текущее планирование деятельности Комиссии, контролирует ход выполнения планов ее работы;
   — обеспечивает доведение решений и иных материалов Комиссии до сведения членов Комиссии, избирательных комиссий, комиссий референдума, органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений и организаций, должностных лиц и общественных объединений, а также направляет постановления Комиссии в средства массовой информации для опубликования;
   — подписывает постановления Комиссии;
   — выполняет поручения Председателя Комиссии;
   — осуществляет иные полномочия, предусмотренные Регламентом.


Члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации:

АГЕЕВА Любовь Анатольевна
БОЛЬШАКОВ Сергей Владимирович
БУТАЕВ Владимир Иванович
ВОЛКОВ Василий Петрович
ВОЛКОВА Ольга Николаевна
ДАНИЛЕНКО Сергей Андреевич
ДУБРОВИНА Елена Павловна
ИЩЕНКО Евгений Петрович
КОЛЮШИН Евгений Иванович
КУЛЯСОВА Нина Александровна
ПОНОМАРЕВ Геннадий Семенович
УВАРОВ Вячеслав Николаевич

Адрес комиссии:
103132, Москва, Большой Черкасский пер., 9
Телефоны: (095) 206 3804, 206 4224
Факс (095) 206 9769
E-mail grig@fci.ru
Сервер в Интернете http://www.fci.ru

В начало страницы

В начало страницы «Центральная избирательная комиссия РФ»